понедельник, 11 октября 2010 г.

Суд над П. Алабиным

Сегодня внес изменения в статью про Алабина в российской версии Википедии.

Важно!
На момент написания данной статьи у меня не было внятных первоисточников, поэтому статью в Википедии надобно переписать полностью с учетом открывшихся подробностей.
Текст с сайта Село Старое Киркино неточен и неполон. Считать его черновиком.

Вот сам текст:
самарская глава его жизни окрашена драматическим цветом. В 68 лет он попал под суд. Покупка муки для голодных окончилась трагедией.
Он действительно дал разрешение на приобретение некачественных продуктов питания и сделал это совершенно сознательно, считая свои действия правильными. После жестокой засухи и неурожая хлеба в 1891 году Самарская губерния оказалась на грани голода. Правительство выделило 4,4 миллиона рублей для оказания помощи голодающим. Но этих денег было явно недостаточно. По расчетам земской управы, средств требовалось в два раза больше. В этих условиях Алабин принял решение о закупке более дешевых низкосортных продуктов питания, чтобы иметь возможность накормить как можно больше голодных людей.
Однако приобретенная у самарского купца Шихобалова дешевая мука оказалась затхлой и прогорклой. А одесские хлебопромышленники поставили в губернию зерно с примесью сорных трав. Недоброкачественный хлеб вызвал массовые кишечные заболевания и даже один смертельный случай. Алабина обвинили в сговоре с хлеботорговцами и взяточничестве. В Самару прибыла комиссия министерства внутренних дел, она подтвердила факты приобретения непригодных к употреблению продуктов питания. Летом 1892 года по указу Правительственного сената Алабин был смещен с должности председателя губернской земской управы. "За преступление по должности" на него было заведено судебное дело.
Но тут, защищая свою честь, запротестовал уже сам Петр Владимирович. Он настоял на открытом суде. В июне 1895 года Московская судебная палата, заседавшая в Нижнем Новгороде, рассмотрела дело Алабина и оправдала его. А общественность Самары даже вручила Петру Владимировичу икону Господа Вседержителя в знак полного доверия к нему. Но решение нижегородского суда вскоре было опротестовано прокурором и отменено. Было назначено новое судебное слушание. Однако до него Петр Владимирович уже не дожил и умер с тяжким грузом не снятых обвинений.

Текст взят с сайта Село Старое Киркино

Хотелось бы уточнить как Алабин завершил свою карьеру городского головы.
В 1879 году Петр Семенович впервые становится гласным Самарской городской думы. Все просят его баллотироваться на пост городского главы. Но он решительно отказывается от столь лестного предложения. Предлог – частое отсутствие в городе, что, несомненно, скажется на делах. Служить обществу он может и в звании гласного. Это были не пустые слова.
В сентябре следующего года Самарская городская дума срочно собирается на экстренное заседание, чтобы обсудить вопрос закупки 50 тысяч пудов ржи. Петр Семенович принимает на себя все хлопоты, связанные с приобретением хлеба на пристанях Верхней Волги и доставкой его в город своими судами. Он просит только компенсировать ему транспортные издержки. Дума с благодарностью принимает  предложение. Петр Семенович организует размол привезенного зерна, выпечку хлеба и продажу его по себестоимости  на Троицкой и Театральной площадях. Значение поступка купца поможет оценить такой  факт. В 1891 году, когда в Самару снова пришел голод, никто не взялся поставить хлеб на столь льготных условиях. Председателю губернской земской управы Петру Владимировичу Алабину пришлось обратиться к услугам киевского биржевого маклера И.М. Вайнштейна.
Зерно для предстоящего посева оказалось непригодным, из муки пятого сорта не удавалось выпекать нормальный хлеб. Скандальное дело приобрело всероссийскую известность. По указу Правительствующего сената П.В. Алабин был отстранен от должности и предан суду.
http://www.riasamara.ru/litera/public/35109/article35110.shtml «Волжские страницы самарской истории», Казарин В.Н.
В начале 90-х годов Самарскую губернию посетила ужасная засуха, за которой последовал чудовищный неурожай, а вслед за этим - голод. Александр III для спасения волжан выделил самарскому земству 6 миллионов 604 тысячи 875 рублей на закупку зерна для всех пострадавших от голода. За дело взялся председатель губернского земства, экс городской Голова Петр Владимирович Алабин, герой Болгарии. Он поручил именитым купцам Антону Николаевичу Шихобалову, а также Алексею Шадрину осуществить необходимые закупки. Последние через киевского брокера Исаака Вайнштейна вышли на одесскую фирму "Луи да еще с примесью куколя, горошка, сурепки и пыли. Приемщик на станции "Самара" Морев немедленно сообщил П.В. Алабину, что прибывшая пшеница может привести к массовому отравлению людей, для приготовления пищи она совершенно не годится. На это П.В. Алабин заявил: "Принимать из вагонов такой хлеб, какой прислали". К Петру Владимировичу пошли ходоки, в частности, приезжали из Дубового Умета. Однако чиновник был непреклонен:
"Что вам выдано, то и ешьте,... видел, что покупал!" Вот показания рабочих с мельницы Шихобалова: "Хлеб из дрейфусовской муки имел вид лепешки с толстой коркой, которая трескалась и походила на кирпич, внутри же оставалась густая полужидкая масса, имевшая вид замазки".
Началось массовое отравление крестьян, пытавшихся употребить в пищу алабинскую краюху. Только вмешательство губернатора Самары и центрального правительства остановило купеческое бесчинство. Первое судебное разбирательство окончилось безрезультатно. У обвиняемых были слишком большие связи в столице. После смерти Александра III при Николае II юристы взяли дело на повторное рассмотрение. Смерть Алабина в 1896 году остановило судебное разбирательство. Как говорится, нет человека и нет проблемы. Истина оказалась за бортом. Интересно другое. Свидетелем по Алабинскому делу проходил сотрудник губернского земства господин Реутовский. Более чем через 10 лет его вместе с другими членами губернского земства Ромадановским и Ушаковым взяли с поличным за казнокрадство, осудили и отправили в Сибирь. Вот какие кадры взрастил Петр Владимирович.
http://www.samaraart.ru/history/articles/?id=25

Важно! Все-таки нашел два надежных первоисточника:
(12 июня 1892) Указом Правительствующего Сената с действительного статского советника П.В. Алабина «сложены» обязанности председателя Самарской губернской земской управы. Фактически Алабин оставался в должности до 14 июля 1892 года (ГАСО. Ф.5. Оп.12. Д.124. Л.145).
(17 июня 1892) В канцелярии Самарского губернатора начато «дело о привлечении к ответственности председателя Самарской губернской земской управы П.В. Алабина и членов губернской земской управы за преступления по должности». «Дело» закрыто 3 мая 1894 года (ГАСО. Ф.3. Оп.230. Д.45.)
(15 июля 1892) П.В. Алабин уходит в отставку с должности председателя Самарской губернской земской управы (ГАСО. Ф.5. Оп.18. Д.484; ГАСО. Ф.153. Оп.36. Д.709; ГАСО. Ф.3. Оп.230. Д.45. Л. 35).
(23 августа 1892) Председатель Самарской губернской земской управы П.В. Алабин и члены губернской земской управы Н.К. Реутовский, И.С. Дементеев и А.А. Бостром привлечены к следствию в качестве обвиняемых «в бездействии власти при покупке для населения губернии хлебных продуктов чрез посредство киевского биржевого маклера Вайнштейна и Торгового дома «Луи Дрейфус и Ко» в Одессе» (ГАСО. Ф.5. Оп.12. Д.408).
Это из "Самарская губерния: день за днем: 1891-1895 годы. Хроника событий" Завальный А.Н., Кабытов П.С., Рыбалко Ю.Е.

"По делу Действит. Статского Советника Алабина, обвиняемого в бездействиии власти.

Бывший председатель Самарской губернской земской управы действ. стат. сов. Алабин был предан суду Московской Судебной Палаты с участием сословных представителей за бездействие власти, выразившееся в том, что осенью 1891 г. вступил в сделку с купцом Шихобаловым на поставку для населения, пострадавшему от неурожая, муки 5 сорта, и с фирмой Дрейфус и Ко на поставку разного зернового хлеба на сумму около 700,000 руб. и, имея возможность обеспечить добросовестное исполнение обязательств, принятых на себя ими, не предпринял ничего с этой целью, а, напротив, заключив условие с Дрейфусом через лицо совершенно ему не знакомое, - в виде муки 5-го сорта приобрел без всякой надобности и вопреки постановлению земского собрания, продукт, совершенно негодный для населения, не осаботился о наблюдении за качеством купленного им хлеба ни на месте отправки, ни на месте его получения, а когда недоброкачественность была обнаружена, не принял никаких мер к устранению дальнейших злоупотреблений, - последствием чего была доставка фирмой Дрейфуса для населения Самарской губернии хлеба с умышленной примесью куколя и других сорных трав, а Шихобаловым - гнилой муки, употребление которой вызвало заболевание более тысячи человек крестьян и явилось одной из причин, обусловивших смерть крестьянки Анастасии Стальновой. Это деяние признано было 1 департ. Сената соответствующим по признакам своим бездействию власти, умеющим важные последствия, т. е. преступлению, предусмотренному 339 и 2 ч. 341 ст. Улож. о нак.

Дело слушалось летом 1895 года в городе Нижнем Новгороде в особом отделении Московской судебной палаты, с участием сословных представителей, приговором которой Алабин был оправдан. На этот приговор принесен был товарищем прокурора Судебной Палаты кассационный протест, в котором он ходатайствовал об отмене приговора, как потому, что его права были стеснены отказом в прочтении протоколов осмотра, вопреки ст. 687 Уст. угол. суд., так и потому, что в рассуждениях Судебной Палаты, приведших ее к выводу, что Алабин виновен лишь в неумелости, допущено явное нарушение ст. 797 того-же Устава.

Этот протест рассматривался в Сенате 24 ноября 1895 г.
...
(с. 764)
Сенат определил: приговор Московской Судебной Палаты с участием сословных представителей за нарушением 687, 766 и 797 ст. Уст. угол. суд. отменить и дело для нового рассмотрения передать в Казанскую Судебную Палату."

речь А.Ф. Кони по делу Алабина (в формате PDF)
Взято из Кони А.Ф. Судебные речи, 4-е изд, знач. доп, СПб, Типография А.С. Суворина, 1905, стр.  751-764

Одни, как Вендрих, хлеб гноили. Другие, как Алабин, гниль подсовывали голодающим, выставляя казне счета, по которым получали и присваивали крупные суммы. Если Вендриху, пользовавшемуся личным расположением царя, безобразия сходили с рук, то дело Алабина получило широкую огласку и потрясло Россию.
В один из неурожайных годов конца столетия правительство решилось на необычную для него щедрость: в два приема выделило на закупку хлеба для голодающих кредиты — 1,5 и 4,7 млн. руб. Для особо пострадавшей Самарской губернии должен был обеспечить закупки Алабин, председатель губернской земской управы. Он заключил сделки с двумя хлеботорговыми фирмами: Шихабадова и Дрейфуса. Первый представил в условленные пункты муку формально «5-го сорта», а на деле заведомо гнилую, к употреблению непригодную; второй — зерно с примесью ядовитых семян куколя и других сорных трав, также непригодное. К голодным смертям теперь прибавились массовые заболевания и гибель людей от отравлений. Оказалось, Алабин получил от поставщиков взятки.
Он предстал перед судом в Московской судебной палате. Оправдывался «неумелостью». Обвинитель А. Ф. Кони отверг довод, заметив, что обвиняемый прослужил 48 лет, занимая такие должности, как управляющий палатой государственных имуществ, посол в Болгарии, городской голова в Самаре и т. д. Обвинитель предостерег суд от мягкого решения, ибо «такой прецедент был бы опасен»: он открыл бы возможность «относиться к общественному бедствию легкомысленно, невнимательно, высокомерно или бездушно... уходить из-под карающей длани закона и драпироваться в удобную и безопасную мантию неумелости». Но именно со ссылкой на «неумелость» суд вынес Алабину оправдательный приговор
Источник


Нашел тут один интересный источник:
А. Н. Наумов  «Из уцелевших воспоминаний,  1868-1917» том I и том II
Правда про Алабина я там инфы не нашел, только про голод.(том I, стр. 112-113):


4 комментария:

Анонимный комментирует...

Сдеру пожалуй кое что. Можно???

Евгений Медведев комментирует...

Даже нужно))

Александр комментирует...

Откуда у автора такой раболепие перед царскими сановниками, которые в 100 раз хуже нынешних,которые хоть не торгуют, не пропивают и не проигрывают своих холопов в карты. Врял ли г-н Медведев, как сейчас модно, из дворян. Скорее "одержим холопским недугом".Так его обожаемый им Алабин не только бы на порог не пустил, а по отечески выпорол на конюшне и вряд ли бы счастливый Евгений, подтянув портки, побежал бы всем рассказывать о "необычайном нравственного благородстве"сего рыцаря без страха и упрека

Евгений Медведев комментирует...

Александр, а в чем заключается моё раболепие перед сановниками? Я в статье наглядно, с опорой на исторические источники, демонстрирую, что Алабин под конец карьеры показал своё истинное воровское лицо. У него были все шансы сесть в тюрягу. Однако, могила его забрала раньше.